Идея размещать растения в игровых и учебных пространствах, не нова. Когда сегодняшние мамы и папы были маленькими, растения и дети всегда были рядом. Цветы на школьных подоконниках растения и детиразводили учителя — чаще всего биологии и географии. Ставили цветы не просто для красоты, но и для борьбы с пылью, для очистки воздуха — стремились всеми средствами «оживить» помещение. Сегодня роль живых уголков начинают выполнять фитостены.

Наступила эра стеклопакетов: вместе со сквозняками и уличным шумом из классов и жилых квартир исчез свежий воздух. Старые системы вентиляции не справляются с новыми задачами. В действительности, эту проблему учёные обнаружили еще в начале 1980-х, когда был открыт «синдром больных зданий», он же «синдром спертого воздуха». Грязный, сухой, спертый воздух вызывает различные недомогания, ухудшает самочувствие детей и взрослых, обостряет хронические болезни.

Учёные утверждают: простейший и наиболее экономичный способ улучшить ситуацию и самочувствие детей и взрослых — разместить в классах, учительских и других помещениях различные растения.

Растения и дети

С февраля 1997 года по февраль 1998-го в одной из норвежских школ проводился эксперимент. До его начала учащиеся школы жаловались на серьезные проблемы со здоровьем в связи с неблагоприятным климатом в классных комнатах и других помещениях школы. Здание плохо вентилировалось, на улучшение вентиляции средств у школы не было.

Учёные расставили в некоторых помещениях контейнеры длиной 4 метра со специально подобранными растениями. В исследовании участвовало 130 человек.

Те, кто в течение года работал в классах с растениями, сообщили, что:
• количество случаев головной боли сократилось на 47%,
• на 37% реже пересыхало горло, «садился» голос,
• 69% опрошенных этой группы утверждали, что в целом лучше чувствовали себя,
• склонные к простудам испытуемые реже жаловались на симптомы заболевания,
• комнаты воспринимались как более просторные.

Но учителя, желающие озеленить классы, сталкиваются сегодня с новой проблемой. В современных школах и детских садах действуют строгие нормы пожарной безопасности: загромождать подоконники запрещено. В лучшем случае, растения переезжают в торцевые части классов, в худшем — грустят в холлах, где недостаточно света и, самое главное, где дети бывают только на переменах.

Фитостены и фитокартины с автоматизированными поливом и подсветкой идеально подходят в тех случаях, когда для горшечных растений банально не хватает места.

источник