Дети и фитостены: новый живой уголок

Идея размещать растения в детских игровых и учебных пространствах не нова. Когда сегодняшние мамы и папы были маленькими, цветы на школьных подоконниках разводили учителя — чаще всего биологии и географии. Ставили цветы не просто для красоты, но и для борьбы с пылью, для очистки воздуха — стремились всеми средствами «оживить» помещение. Сегодня роль живых уголков начинают выполнять фитостены.
Фитостена в детском саду

Наступила эра стеклопакетов: вместе со сквозняками и уличным шумом из классов и жилых квартир исчез свежий воздух. Старые системы вентиляции не справляются с новыми задачами. В действительности, эту проблему ученые обнаружили еще в начале 1980-х, когда был открыт «синдром больных зданий», он же «синдром спертого воздуха». Грязный, сухой, спертый воздух вызывает различные недомогания, ухудшает самочувствие детей и взрослых, обостряет хронические болезни.
Ученые утверждают: простейший и наиболее экономичный способ улучшить ситуацию и самочувствие учащихся и сотрудников — разместить в классах, учительских и других помещениях различные растения.

С февраля 1997 года по февраль 1998-го в одной из норвежских школ проводился эксперимент. До его начала учащиеся школы жаловались на серьезные проблемы со здоровьем в связи с неблагоприятным климатом в классных комнатах и других помещениях школы. Здание плохо вентилировалось, на улучшение вентиляции средств у школы не было.
польза от растений в школе
Ученые расставили в некоторых помещениях контейнеры длиной 4 метра со специально подобранными растениями. В исследовании участвовало 130 человек.
Те, кто в течение года работал в классах с растениями, сообщили, что:
• количество случаев головной боли сократилось на 47%,
• на 37% реже пересыхало горло, «садился» голос,
• 69% опрошенных этой группы утверждали, что в целом лучше чувствовали себя,
• склонные к простудам испытуемые реже жаловались на симптомы заболевания,
• комнаты воспринимались как более просторные.
Как показали проведенные в Америке исследования, растения способствуют также концентрации внимания и повышению работоспособности. Обе группы испытуемых, работавшие с растениями и без, совершили примерно одинаковое количество ошибок в своей работе, однако у группы, которая работала в окружении растений, cкорость реакции на 12% превышала аналогичный показатель у второй группы. В результате производительность труда также возросла. Частота пульса и артериальное давление у этих участников также быстрее возвращались к норме.

Казалось бы, решение есть, и оно давно известно. Но учителя, желающие озеленить классы, сталкиваются сегодня с новой проблемой. В современных школах и детских садах действуют строгие нормы пожарной безопасности: загромождать подоконники запрещено. В лучшем случае, растения переезжают в торцевые части классов, в худшем — грустят в холлах, где недостаточно света и, самое главное, где дети бывают только на переменах.
дети и растения

Фитостены и фитокартины с автоматизированными поливом и подсветкой идеально подходят в тех случаях, когда для горшечных растений банально не хватает места. На квадратном метре фитостены может расположиться до 40 растений. Даже небольшая фитоконструкция способна существенно улучшить микроклимат в помещении, где часто находятся дети. Биологи помогут подобрать растения с наибольшей фитонцидной активностью, успешно поглощающие летучие токсины. Всегда влажная поверхность фитостены поможет справиться с сухостью воздуха в помещении.

Родители иногда беспокоятся: безопасно ли это — дети и растения? Смело можно утверждать две вещи. Во-первых, ответственные производители, такие как RaStenia, категорически не высаживают в фитостены опасные растения (обладающие ядовитым соком, обжигающие при прикосновении и т. п.). Что не означает, что растения в фитостенах съедобны — вовсе нет. Но ни случайное прикосновение, ни жизнь рядом с этим растением никакого вреда ребенку не принесут.
Во-вторых, многолетние наблюдения за поведением детей показывают нам: растения воспринимаются как зеленый фон, необходимый и комфортный, но не привлекающий к себе лишнего интереса. У детей всегда есть другие стимулы восприятия и любимые занятия — совместные игры, физическая активность, рисование, книги. Чтобы обеспечить им для этого максимум пространства и чистый воздух, можно выстроить живой уголок с применением новых технологий и снабдить его автоматически поливающейся и разнообразной по растительному составу фитостеной.
Не все фитостены одинаковы по устройству, используемым материалам и производимому эффекту. В RaStenia вам всегда покажут экологический сертификат на технологию производства и заключение экспертов из БИН РАН о пользе тех или иных используемых видов.
Фитостены RaStenia в роли зеленых защитников безопасны и надежны. С нами уже дружат Детский экологический центр ГУП «Водоканал СПб», Эколого-биологический центр на Крестовском (Санкт-Петербург), Школа Шостаковичей и один из московских частных детских садов.
дети и фитостены