Озеленение интерьера: современные проблемы

М. Н. Дивакова, кандидат архитектуры
В. В. Громада, архитектор, аспирант УГАХА

Среди многих видов архитектурной деятельности проектирование интерьеров занимает обособленное и значительное место и имеет глубокое и интересное прошлое. Можно смело утверждать, что вопросы об эстетико-художественных качествах внутреннего пространства здания появились одновременно с проблемами становления внешнего вида того же гипотетического архитектурного сооружения. Поэтому те неудачи, которые преследовали и продолжают преследовать архитекторов-«объёмщиков», находят своё прямое отражение в творчестве архитекторов — дизайнеров по интерьерам. В России в 20 веке практически утраченным оказалось искусство озеленения интерьеров, и только в настоящее время это искусство начинает возрождаться.

Сегодня прослеживается тенденция к застою в подобного рода творчестве. Из современных зарубежных достижений в области интерьеров, в особенности европейских и американских, ясно выделяется период с 30-х по 70-е годы, в который проектирование велось с соблюдением некоторых стилевых направлений, отвечающих социальным и даже политическим запросам общества. Поэтому обращаться за аналогами нынешние архитекторы предпочитают именно к этому промежутку исторического процесса, но и там они не могут в полном объёме удовлетворить свои запросы. Специфика архитектурно-художественного творчества в России всегда заключалась в существовании национального колорита страны, его отличии от европейского и американского стилей. Приходит время экспериментов — вполне закономерное и уместное. Здесь мы и можем нащупать ту жилку в сложной системе взглядов на современное внутреннее пространство зданий и сооружений, которая обозначает проблематику этой статьи.

Историческая справка указывает нам на то, что вопросы, связанные с озеленением интерьеров, как жилых, так и общественных, в полной мере рассматривались в каждый период расцвета архитектурного творчества в том или ином государстве. Удивляет одно — как в наше время, при подобных уровнях проектирования и строительных технологий, люди стали забывать о природной основе всего того, что они создают. В жилых домах роль зелёных внутриквартирных насаждений свелась к примитивному выращиванию кактусов на подоконнике или, в лучшем случае, пальмы в пыльном углу комнаты. На удивление чуть лучше ситуация обстоит в общественных зданиях. Там растения используют в большем объёме и в лучшем качестве, но и в этом случае причина применения озеленения очень проста — попытка архитектора закрыть «кусочком природы» неудавшуюся часть интерьерного пространства. Политика государства отразилась и на вопросах размещения растений в интерьере. Так образ «мещанского» интерьера предполагал наличие фикуса и канарейки, что неоднократно высмеивалось и в литературе и в кино. Результат — кактусы или герань на подоконниках. Вторая проблема — это малогабаритные квартиры, тёмные ванные комнаты, маленькие прихожие, кухни. Развитие индивидуального строительства, появление больших по площади квартир, офисов даёт возможность дизайнерам по интерьеру использовать зелень как активное средство оформления интерьеров.

На самом деле вопросы озеленения внутренних пространств зданий имеют очень интересную и разнообразную основу. Для начала стоит всего лишь разделить интерьеры на два выше упоминавшихся типа, как перед нами сразу появляются несколько тенденций к озеленению каждого из этих видов. Например, в жилом доме гостевое пространство квартиры, в отличие от столовой, должно иметь несколько большее количество комнатных растений (настоящих либо искусственных), так как первое помещение предназначено для общения и отдыха, а во втором присутствие частичек природы функционально неуместно. За примерами подобного применения озеленения интерьеров надо обращаться к зарубежным примерам, где для растений во внутриквартирном пространстве нередко выделяется специальное, запроектированное заранее место. В некоторых случаях такое планирование переходит рамки функционального и эстетического барьеров и приобретает характер традиции, связанной с исторически сложившимися бытовыми устоями для данной местности (Китай, Япония, Египет и т.д.).

В настоящее время в России активно используется мировой опыт по формированию стиля интерьера, где зелень, растительные стены становятся частью единой композиции пространства, что даёт ключ к решению того или иного интерьера. Умение пользоваться этим «ключом» и отличает профессионала от любителя. Так в жилом пространстве, с типовой планировкой именно стиль и композиция позволяют создать индивидуальное решение, основанное на привлечении школ Китая, Японии, европейского опыта. Возможность использования мирового опыта, необходимость его переработки и интерпретации и обуславливают ажиотаж вокруг проблем ландшафтного проектирования и фитодизайна.

Интерьеры общественных зданий и сооружений наиболее интересны для нас из-за своего типологического многообразия. Спектр вопросов, связанных с озеленением этих, нередко больших, пространств очень велик. Вспомнить хотя бы, сколько типов сооружений развлекательного характера мы можем предложить к рассмотрению, и у нас сразу же сложится полное представление о сложности поставленной перед архитекторами задачи. В период проектирования у архитектора нередко появляются сомнения в том, надо ли вообще применять в каких-то конкретных условиях озеленение. Причина этого кроется не в невозможности связать функционально пространство интерьера с зелёными насаждениями, а в простой художественной несовместимости. Проблема стилевой чистоты любого решения делает необходимым в работе архитектора использовать знания биолога, растениевода, что позволит улучшить качество архитектурного решения пространств. Появление профессии ландшафтного архитектора в своё время позволило снять противоречия между профессиями озеленителя-садовника и архитектора.

Современные архитекторы не должны забывать и архитектурные принципы Ле Корбюзье, один из которых гласит — «крыша-сад». А почему бы и нет? Кровельное пространство вполне может претендовать на звание самой лучшей «комнаты» отдыха. Тут и солярий, и бассейн, и площадка для гольфа… Мансардный этаж по количеству солнечного света, очень полезного для человека и, в особенности, для растений, больше, чем какие бы то ни было другие помещения, подходит для формирования на его площади сада. Но, даже имея такие идеальные условия, архитектор пользуется ими крайне редко, разве что балконы и лоджии засаживаются зеленью под завязку, а это в большинстве случаев приводит к существенному уменьшению инсоляции. Тут можно упомянуть об атриумных пространствах сооружений, из которых атриумы общественных зданий представляют особый интерес для проектировщика, так как позволяют засаживать один нижний, а часто и более высокие уровни различными по размерам и внешнему виду растениями. Во всяком случае эстетический эффект от вертикальных садов превосходит все остальные, не связанные с озеленением.

В основу профессиональной деятельности архитектора положен широкий кругозор, основанный на необходимости использования знаний смежных дисциплин, и именно эта возможность даёт право архитектору создавать сценарий и сценарное пространство для любого вида деятельности. Современный человек с его оторванностью от живой природы требует её восполнения в виде создания живых оазисов в жилых и общественных пространствах. Именно это и даёт архитектору право использовать не только бетон, камень, пластики в своей работе, но и зелень как обязательный элемент. Огромное количество приёмов и методов озеленения не позволяют в рамках одной статью осветить их все, но хочется отметить один из популярных приёмов, в последнее время получивший широкое распространение среди западных зодчих, позволяющий экономить полезную площадь сооружений и расширять её функциональную загрузку. Это использование в интерьере висты — визуального кадра, который формируется за счёт пространственного наложения одной близкой плоскости интерьера на другую дальнюю и т.д. В результате при использовании в интерьерах общественных и некоторых жилых зданий сплошного остекления человек получает возможность ощутить себя в непосредственноё близости от природы, наблюдая её через окна в обрамлении архитектурных конструкций. Общественные здания являются наиболее подходящими для использования такого приёма проектирования, но случается, что и жилые здания, особенно коттеджи и виллы, по причине своего необычного внешнего вида — большого количества наружного остекления — становятся неплохими мишенями для применения принципа висты.

Оценить всю сложность и многогранность проблемы озеленения интерьеров в одной публикации практически невозможно. Но мы попытаемся сформулировать основные моменты данной проблематики, отыскать в существующей системе слабые места и систематизировать их в ряде последующих публикаций.